Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) был российским музыкальным самородком - виртуозом. Его называли "русским Паганини", "виртуозом", "королем балалайки", "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был неповторимым, самобытным музыкантом - основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. Родился в Новоржевском районе Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти. С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи". В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку ко Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор "Войны и мира" подарил балалаечнику свою фотографию и написал: "Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой". Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: "В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!" В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. "Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского" "Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки". "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник". В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли "на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс". В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание "солист его императорского величества". Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами. Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как "Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели, цвели цветики", "У ворот, ворот", "Яс комариком плясала", и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель. С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как "Пляска смерти" Сен-Санса, "Фантазия на темы оперы "Кармен", "Испанское каприччио" Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром. После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.