Среда, 24.04.2024, 19:41
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Категории каталога
Балалайка [5]
История и приёмы игры
Домра [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Главная » Статьи » Инструменты » Балалайка

Струны для русских народных инструментов: прошлое и настоящее
[1] - сноски, расшифрованные в конце статьи

     Приходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся по сути только усилителем и фильтром тех гармоник, которые выдают струны. И хотя инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту будет нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится ко всем струнным инструмента, в том числе к щипковой группе, в которую входят русские народные инструменты домра и балалайка.
     Начиная рассказ о струнах, нельзя пройти мимо истории становления, а лучше сказать – возрождения самих русских народных инструментов, связанной с именем выдающегося музыканта и подвижника В.В.Андреева (1861-1918). Не углубляясь в историю происхождения балалайки и домры, коротко отметим, что хотя эти инструменты насчитывают не одно столетие существования, в российской истории бывали времена, когда на долгие годы они были запрещены властями и выпадали из культуры русского народа. Поэтому когда в конце XIX века, в период небывалого всеобщего интереса к национальной культуре, и в том числе к русской народной музыке, оказалось, что в России практически утрачены исторические прототипы народных инструментов, по которым можно было бы воссоздать их конструкцию. Тщательно исследовав сохранившиеся варианты относительно старых балалаек, Андреев остановился на треугольной трехструнной конструкции инструмента. И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов, перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины. Именно такой инструмент, по мнению Андреева, мог стать профессиональным, отвечающим современным требованиям исполнительского искусства. И хотя, с моей точки зрения, мензурная концепция [1] семейства балалаек не была всесторонне продумана ее создателями, Андрееву удалось воплотить в жизнь свою идею создания "русского оркестра", который имел оглушительный успех, как в России, так и за ее пределами. Можно сказать, что во многом благодаря этому человеку балалайка сегодня стала такой же визитной карточкой России, как матрешка и Русский балет. Новые домры были изготовлены несколько позднее балалаек (1896-1900), поэтому сразу стали хроматическими с врезными металлическими ладами [2].
     Нельзя не упомянуть о том, что создание "русского оркестра", было бы невозможным без участия двух мастеров-изготовителей музыкальных инструментов Ф.С.Посербского и С.И.Налимова, которых в разное время Андреев привлекал к работе по созданию новых версий домр и балалаек на основе старинных народных инструментов. Под руководством маэстро этими мастерами было создано более десятка разновидностей инструментов [3], конструкция которых дожила до наших дней почти без изменений, причем лучшие их них до сих пор служат образцами современным мастерам.

Жильные струны

     До конца XIX века для большинства струнных инструментов, в том числе таких популярных, как гитара и скрипка, использовались в основном жильные (кишечные) струны, которые также служили и для обвязки ладов на балалайке. Помимо жильных применялись также медные и шелковые струны, но гораздо реже. Самые качественные жильные струны привозились в Россию из за границы – главным образом из Германии, Франции и Италии, где струнное дело было поставлено с давних времен[4]. В России первые попытки создания струнного цеха также были связаны с иностранной технологией. В начале XX века в Полтавской области был создан небольшой струнный цех, который возглавил немецкий струнный мастер, приехавший из Макенкирхена - города издавна славившегося своими музыкальными ремесленниками (в 1912 году в цехе работало 7 подростков мужского пола). По всей видимости именно этот небольшой цех в последствии перекочевал в Полтаву в 1928-29 гг.
     С внедрением в струнное дело сначала стальных, а позже синтетических, доля жильных струн стала сокращаться, и сегодня даже их усовершенствованные версии можно встретить лишь на смычковых инструментах, арфах, да еще в ансамблях старинной музыки. Использование жильных струн для русских народных инструментов, по-видимому, прекратилось не позднее середины XX века.

Стальные струны

     Технология изготовления стальных струн также пришла в Россию из Европы. И произошло это по-видимому не ранее середины века. Несмотря на то, что сталь применялась в Европе при производстве рояльных струн с середины XVIII века, в силу определенных технических причин, долгое время она не использовалась для изготовления струн тонких сечений, которые требовались для большинства струнных инструментов, в том числе для скрипки, гитары, мандолины и т.д. Ее активное применение для щипковых и смычковых инструментов стало возможным, только благодаря изобретению в 1835 году высокоуглеродистой стали[5], которую отличали высочайшая прочность в сочетании с упругостью и пластичностью. Лучшие стальные струны также привозились из-за границы. В Москве, Санкт-Петербурге и Риге до 1917 года их, наряду с шелковыми и жильными, широко представляла фирма Циммерман, которая продавала ноты и различные музыкальные инструменты, в том числе балалайки и домры, сделанные руками российских кустарей, а также привозила в Россию импортные мандолины, гитары, цитры и духовые инструменты. Далее из столиц Империи струны и инструменты распространялись по всей России.
     Многие музыканты, особенно представители неклассических жанров, довольно быстро оценили преимущество стальных струн - по сравнению с жильными, они были более звонкими, реже рвались, меньше вытягивались и реагировали на изменение влажности и температуры, хотя и имели недостатки: были более жесткими на ощупь, ржавели и требовали от музыкантов определенного привыкания. Отметим, что именно благодаря использованию стальных струн в России прославилось звучание "цыганских" гитар.
     И хотя невозможно точно определить, когда сталь начали применять для русских народных инструментов, судя по каталогу фирмы Циммерман, в самом начале XX века для домр уже использовались исключительно стальные струны, а для балалаек как жильные, так и стальные. При этом у балалайки прима жильными были 2-я и 3-я струны «ми», а у секунды 1-я струна «ре». К моменту изобретения нейлоновых струн в 50-х годах XX века, ставших отличной заменой жильным струнам на классической гитаре, все инструменты русского оркестра, за исключением двух струн у балалайки прима, имели стальные струны, которые используются музыкантами и по сей день.
     После революции, с прекращением поставок струн из за границы, в СССР было открыто несколько струнных производств, первое из которых в Полтаве[6] - в регионе, где не только имелись хорошие природные условия для переработки сырья для производства жильных струн, но и существовала, открытая еще до Революции первая в России кустарная мастерская. Этот относительно большой цех (более 50 работников) выпускал струны не только для музыкальных инструментов, но также и для теннисных ракеток[7]. И хотя непосредственно для балалаек струны этот цех не выпускал, музыканты в 30-50 годы вполне могли использовать полтавские струны, изготовленные для других инструментов. Также одним их первых советских струнных производств можно назвать струнный цех Фабрики щипковых инструментов имени А. В. Луначарского в Ленинграде (подробных сведений найти не удалось).
     История изготовления струн в СССР в послевоенное время неразрывно связана со струнным цехом Художественно-производственных мастерских Государственного академического Большого театра. Созданный в 40-х годах при участии известного скрипичного мастера Т.Ф.Подгорного, цех вначале специализировался на производстве жильных струн для скрипки и альта. К середине 50-х годов он освоил технологию производства стальных струн для русских народных инструментов, ставших на многие десятилетия эталоном качества для большинства профессиональных музыкантов СССР. И хотя в это время струны для домр и балалаек продолжали выпускаться несколькими струнными цехами[8], а также отдельными мастерами-надомниками, качество продукции мастерских БТ считались все же лучшим[9]. Удивительно, как эти струны, ничем конструктивно не примечательные, изготовленные из среднего по качеству отечественного сырья, завоевали к себе такое уважение в среде профессионалов, хотя нельзя не признать, что мастера[10] БТ работали на совесть и не гнались за количеством в ущерб качеству.
     С возникновением в 90-х годах рыночной экономики у российских музыкантов появился более широкий выбор - на прилавки музыкальных магазинов хлынул поток товаров иностранных производителей, в том числе и струн. Однако меньше всего это изобилие затронуло русские народные инструменты. Импорт в этом секторе был представлен только дорогими струнами для домры малой и балалайки прима (с фотографиями на упаковке известных российских музыкантов А.А.Цыганкова и П.И.Нечепоренко) одной малоизвестной в России немецкой фирмы. Исполнителям на балалайке прима в этом смысле повезло больше других – они очень быстро забыли о дефиците качественных вторых и третьих струн «ми», получив возможность приобретать в музыкальных магазинах леску, которая идет на третью гитарную струну.
     Большинству же музыкантов, использующих струны на стальной основе, пришлось, и, видимо, еще долго придется, по прежнему полагаться главным образом на отечественную промышленность. Но все не так плохо. Несмотря на то, что сегодня выбор народных струн не столь широк по сравнению с гитарными, нельзя не признать, что с каждым годом в этой области дела идут все лучше - постепенно музыканты-народники начали забывать советские времена, когда струны для домры и балалайки нельзя было купить в музыкальном магазине. В условиях конкуренции новые отечественные производители неплохо решают задачу восполнения дефицита качественных «народных» струн, внедряя в струнное дело современные технологии и материалы. Со временем новичкам удалось не только превзойти технологический уровень мастерских Большого театра, но и представить музыкантам более широкий ассортимент струн. Говоря о современном положении дел этого легендарного в советское время струнного производства, приходится констатировать, что оно явно не было готово к перестройке своей работы в новых экономических условиях на фоне стремительного сокращения числа народных коллективов и растущей конкуренции. За последние десять лет персонал цеха сократился в несколько раз. С уходом на пенсию начальника цеха Л.Н.Антоновой, отдавшей струнному делу более 50 лет жизни, несколько оставшихся мастеров работают неполный день, не редки перебои с поставкой сырья, из-за чего уже допускаются нарушения в технологии – одном из важных критериев качества любой продукции.

     Здесь мы коснулись вопроса о современных технологических требованиях к изготовлению качественных струн. Можно отметить три главных его составляющих – качество исходного сырья, особенности конструкции и контроль за соблюдением технологии.

Сырье

     В струнном деле применяются различные марки стали и цветных металлов, причем требования к качеству струнной проволоки очень высокие[11]. В качестве материала основы струны большинства русских народных инструментов, как уже отмечалось, используется высокоуглеродистая стальная проволока. Показателем звонкости стали является процент содержания углерода - чем его больше, тем более твердая, жесткая и звонкая будет струна. Например, для I-й струны «ля» балалайки прима предпочтительно наиболее высокое содержание углерода для получения максимально большого числа верхних гармоник в звуке, поскольку при игре на инструменте указательный палец правой руки исполнителя в большой степени приглушает ее звучание.
     Если говорить о материале, который идет для обмотки струны, то он может иметь различную степень твердости. Более мягкая обмотка дает более тусклое (теплое/приглушенное) звучание[12], быстрее сплющивается и пробивается на ладах, но лучше сохраняет сами лады от износа, а более твердая наоборот усиливает верхние частоты, дольше сопротивляется пробою, но и более интенсивно вырабатывает поверхность ладов. Делить сплавы по твердости только на основании химического состава не совсем правильно, так как на твердость проволоки в большой мере влияет ее состояние[13]. Один и тот же сплав может иметь различную твердость в проволоке, причем некоторые в достаточно большом диапазоне. Если же сравнивать проволоку одинакового состояния, картина с отличиями разных сплавов будет выглядеть следующим образом

     - чистая медь[15] наиболее мягкий материал, поэтому чаще всего используется для крупной медленно пробиваемой обмотки струн басовых инструментов;
     - латунь Л-90 красноватого цвета (90% медь, 10% цинк) несколько тверже меди, заменяет ее для увеличения сопротивляемости струны к износу и повышения их звонкости;
     - латунь Л-80 желтого цвета (80% медь, 20% цинк) еще тверже и звонче, может использоваться для тонких ладов солирующих инструментов;
     - фосфорная бронза, имеющая в составе 90-96% меди, по цвету напоминает латунь Л-90, но по твердости не имеет себе равных среди медесодержащих сплавов. Этот сплав, впервые примененный в струнном деле в 70-х годах XX века американцами, до сих пор с большим успехом используется для производства струн щипковых инструментов во всем мире;
     - нержавеющая сталь (бледно-серого цвета) редко применяется в качестве материала обмотки, поскольку достаточно коварна - при своей относительной мягкости обладает замечательной стойкостью к пробою, но в максимальной степени «пожирает» лады инструмента.

     Далеко не все иностранные металлообрабатывающие предприятия способны выдержать в полном объеме требования, предъявляемые производителями струн к «музыкальной проволоке», что уж говорить об отечественных. В этой ситуации у российских струнных фирм, на которых, как уже отмечалось, остается главная надежда у музыкантов-народников, есть три выхода: закупать качественное, но дорогое импортное сырье, работать с российской проволокой среднего качества, или добиваться получения более качественного отечественного материала хлопотным путем его обработки на разных металлообрабатывающих предприятиях, где есть необходимое оборудование. Каждый производитель выбирает свой путь, получая соответствующие результаты.

Конструктивные особенности
 
     К ним, например, можно отнести использование шелковой подушки между керном[16] и обмоткой или отказ от нее[17], применение в качестве обмотки плоской ленты, использование двухслойной конструкции обмотки вместо однослойной, выбор тех или иных пропорций между сечениями основы и обмотки и т.п. Так применение шелка в конструкции витой струны позволяет производителю работать с более дешевым керном круглого профиля, но при такой конструкции струн звук инструмента получается приглушенным, а сами струны менее ровными. Это происходит вследствие того, что шелк, скатываясь под намоткой, образует зоны с различной степенью плотности, отчего на внешней поверхности струны образуется характерная волнистость.
     Конструктивных отличий в струнах, как принципиальных, так и незначительных, может быть достаточно много. Будучи подчас незаметны глазу, они могут довольно сильно влиять на качество продукции, поэтому, даже при использовании одинаковых материалов, разные производители зачастую изготавливают струны разного достоинства.

Контроль за соблюдением технологии

     Ни применение качественного сырья, ни идеальный выбор конструкции не являются гарантией высокого качества конечной продукции, если ее сделал «нерадивый» специалист или плохо отстроенный автомат. Причем, как правило, чем крупнее производство, тем сложнее обеспечить должный контроль. Первое время после того, как в России появились американские струны для гитары, многие музыканты были от них в восторге. И действительно, по сравнению с российскими струнами 80-90х годов, их качество казалось очень высоким. Но спустя несколько лет, когда эйфория улеглась, а российские фирмы технологически подтянулись, оказалось, что и к американцам могут быть претензии по качеству. И удивляться тут нечему – за счет больших масштабов производства и высокопроизводительных автоматов, американские монстры струнной промышленности могут удерживать конкурентоспособную цену на свою продукцию, даже по сравнению с китайцами, но обеспечить должный контроль за соблюдением технологии при сумасшедших тиражах им удается не всегда[18]. Меньшие по масштабу европейские производители струн проигрывают американцам в ценовой политике, зато лучше контролируют качество, что особо заметно на примере наиболее сложных по конструкции струн для смычковых инструментов[19]. Не все российские производители могут похвастаться хорошим контролем качества, несмотря на то, что по масштабам производства во много раз уступают даже европейским фирмам, поэтому музыкантам при выборе струн лучше проверять их состояние хотя бы «на глаз». Это помогает не всегда, но неаккуратный внешний вид струн часто свидетельствует о том, что их делали впопыхах, не особенно заботясь о соблюдении всех технологических тонкостей.
     Если вы думаете, что всем вышеперечисленным ограничиваются проблемы изготовления качественных струн, то ошибаетесь. Не все, как мы сейчас убедимся, зависит от самих струн.
     В этой части статьи нам придется более подробно остановиться на проблеме, о которой было вскользь упомянуто вначале. Как уже было сказано, мензурная концепция балалаек (в отличие от домр) не была до конца продумана ее создателями, принявшими смелое решение о слишком плотном расположении мензур оркестровых инструментов прима, секунда и альт. Произошло это по достаточно банальной причине - остановившись на удобной лично для себя достаточно большой мензуре солирующего инструмента «прима» около 430 мм[20], Андреев невольно заложил проблемы в мензуры всего семейства балалаек. Из-за того, что упомянутые выше оркестровые балалайки получили идентичную структуру настройки[21], удлинять их мензуры отцам-основателям было крайне нежелательно, во избежание неудобств, связанных со слишком большой растяжкой пальцев в левой руке. Но даже тот компромисс, который был предложен Андреевым, не удовлетворил следующие поколения музыкантов, под натиском которых мастера-изготовители инструментов стали урезать мензуры еще больше[22], так, что сегодня при взгляде на балалайку сразу и не разберешь, какой перед тобой инструмент – прима, секунда или альт. И хотя в специальной литературе приводятся размеры мензур балалаек в достаточно большом диапазоне, мой опыт общения с мастерами и музыкантами свидетельствет, что на практике разброс в мензурах этих инструментов еще больше:

     БАЛАЛАЙКА ПРИМА: официальные данные 435 - 450 мм – (фактически: 428 – 460 мм)

     БАЛАЛАЙКА СЕКУНДА: официальные данные 475 - 490 мм (фактически: 440 – 490 мм)

     БАЛАЛАЙКА АЛЬТ: официальные данные 490 - 535 мм (фактически: 490 - 540 мм)

     Подобное положение дел привело к тому, что сегодня можно услышать от мастеров и музыкантов-народников суждение, что разница в мензуре инструмента 30-50 мм не играет существенной роли. Чтобы проверить справедливость этого мнения, сравним натяжения струн у балалаек секунда с мензурами 440 мм и 490 мм (в пределах крайних значений реальных мензур инструмента). Один и тот же комплект струн для короткого инструмента даст натяжение в 31 кг, а для длинного 39 кг. То есть при разнице в мензурах в 11% мы получим разницу в натяжении в 24%![23] Это слишком много для того, чтобы изготовить струны, идеально подходящие для каждого из этих инструментов. Чтобы покрыть такую разницу производителю необходимо использовать достаточно толстые, а значит более жесткие керны, но такие струны будут хуже звучать на инструментах с короткой мензурой, причем при этом произойдет нежелательное утяжеление и без того сильно натянутых струн секунды. Если же изготовитель станет ориентироваться на короткомензурные инструменты, выпуская более отзывчивые струны с тонкими кернами, они просто не выдержат натяжения на более длинных инструментах. Отсюда вывод - не сократив разброс в мензурах хотя бы в пределах пяти, а лучше трех процентов, нельзя рассчитывать на то, что производитель, с самым лучшим качеством исходных материалов, совершенной технологией и контролем качества, сможет создать струны, удовлетворяющие профессиональных музыкантов.
     К сожалению, универсальных струн не бывает - это закон, основанный на элементарной физике. Против него существует только один прием – делать специальные струны для различных типов мензур. Так и поступают в отношении таких более распространенных инструментов как гитара, смычковый альт, ученические скрипки и виолончели. Но рассчитывать на то, что производители будут выпускать разные типы струн для достаточно редких оркестровых балалаек, не приходится из-за низкой рентабельности такого производства, а значит, «народным» музыкантам с нестандартными инструментами проблем с подбором струн не избежать.
     Несмотря на все вышесказанное, я далек от мысли, что мастера и музыканты прислушаются к доводам разума и подвергнут принципиальному пересмотру мензуры современных балалаек[24]. Для решения подобной задачи потребовался бы авторитет нового Андреева, а также совершенно другой уровень интереса к народной музыке. Сегодня, спустя более 100 лет, балалайки разработки Андреева-Налимова-Посербского уже стали академическими, у этих инструментов есть своя история и обширный репертуар, они прославлены выдающимися исполнителями и т.д. Одним словом, теперь практически невозможно устранить мензурные огрехи в оркестровых балалайках, допущенных в свое время в угоду субъективным пристрастиям их создателя.
     Заканчивая статью о струнах для русских народных инструментов, будет не лишним более подробно остановиться на том, как их правильно выбирать. Не говоря о выборе толщин струн, которые каждый музыкант должен подобрать самостоятельно, учитывая величину мензуры своего инструмента, силу рук, стиль игры и т.п., покупая струны, желательно обращать внимание на их внешний вид:

     - стальные струны не должны быть ржавыми или иметь какие-либо пятна на поверхности;
     - витые струны не должны иметь неравномерных разряженностей на поверхности обмотки [25], иногда неравномерность обмотки удается определить по тому, как выглядит свернутая в кольцо струна - кольцо должно быть ровным, без углов и преломлений;
     - в рабочей зоне струны не должно быть никаких неровностей, которые можно выявить, проведя ее между пальцев;
     - струны не должны быть мятыми, или (что то же самое) быть свернутыми в слишком тугие мелкие кольца с деформацией.

В заключение хочется дать несколько советов струнникам, особенно начинающим:

     - чтобы струны сохраняли свои первоначальные качества дольше, играйте на инструменте только чистыми руками (мойте руки перед игрой);
     - чтобы струны меньше ржавели и разъедались, после игры их желательно протирать специальной жидкостью для удаления и нейтрализации остатков пота (спрашивайте в магазинах);
     - не вынимайте зимой из футляра холодный инструмент в теплом помещении, дайте ему некоторое время медленно нагреться, иначе на его поверхности и струнах будет возникать нежелательный водяной конденсат.

Сноски:

     [1] Под мензурной концепцией следует понимать выбор пропорций между длинами мензур инструментов одной группы.
     [2] С моей точки зрения, размеры мензур оркестровых домр могут служить образцом грамотного подхода к построению семейства инструментов.
     [3] Справедливости ради отметим, что к сегодняшнему дню некоторые из оркестровых инструментов, разработанных в конце XIX века, такие как домра тенор, балалайка пикколо, балалайка дискант практически выведены из состава «русского оркестра». Все реже встречаются домра пикколо и домра контрабас.
     [4] Не считая упоминаний о разрозненных мастерах-надомниках, сведений о российских производителях струн до XX века (а тем более еще более ранних) автору этой статьи найти не удалось.
     [5] Часто ее еще называли «шведской» сталью.
     [6] Полтавский струнный цех был основан в 1928-29 г.г. на базе местного мясокомбината.
     [7] Производство струн в Полтаве продержалось до 90-х годов XX века, и сегодня целиком переориентировано на выпуск шовного материала для медицины.
     [8] Такими как фабрика им. Луначарского в Ленинграде и мастерскими при Всесоюзном хоровом обществе (ВХО).
     [9] В 80-х годах струнный цех Большого Театра, получивший от Министерства культуры 15 новых струнных станков из Германии, уже на ¾ своих мощностей выпускал «народные» струны. При этом запись на струны «БТ» со стороны народных коллективов все равно исчислялась годами.
     [10] Мастером назывался работник, прошедший стадию обучения.
     [11] Для постоянного получения идентичных звуковых характеристик струн, необходимо, чтобы любая партия струнной проволоки была бы максимально идентичной предыдущим по таким параметрам как прочность на разрыв, пластичность, химический состав и т.п., вплоть до внешнего вида.
     [12] Сравнения по материалам возможно только в отношении струн одинаковой конструкции.
     [13] Состояние проволоки определяется степенью уплотнения ее поверхностной зоны после ее волочения. Условно различают мягкое, полумягкое и твердое состояние.
     [14] Рассмотрены наиболее популярные марки сплавов.

     [15] В равной мере это относится и к посеребренной меди, которую часто используют для синтетических струн классической гитары. Некоторые российские производители, пользуясь безграмотностью непрофессионалов, также применяют ее и для стальных струн гитары, на которых она долго не держится. Возможно, что вскоре этот материал начнут применять и для русских народных инструментов, но кроме повышенной цены и красивого внешнего вида, других отличий от чистой меди этот материал не имеет.

     [16] Керном называется основа струны.

     [17] В пользу профильного, например, шестигранного керна, который способен удерживать обмотку от самопроизвольного раскручивания без применения шелка.

     [18] На струнах порой можно встретить неравномерные зазоры между витками обмотки, на петлях стальных на 5-10 мм опасно торчит острый незаделанный кончик, который может поцарапать как инструмент, так и руку того, кто будет устанавливать струны.

     [19] На долю европейских производителей приходится не менее 80% российского рынка профессиональных струн для скрипки, альта, виолончели и контрабаса.

     [20] Мензуры большинства солирующих инструментов других групп оркестровых инструментов, таких как скрипка, домра, мандолина, укладываются в диапазоне 325-390 мм.

     [21] Все эти инструменты имеют две унисонных нижних струны.

     [22] Весьма вероятно, что проблемы с мензурами балалаек секунда были вызваны переходом целиком на стальные струны.

     [23] Этот процент одинаков как для более легких, так и для более тяжелых струн.

     [24] Изменение мензур неизбежно повлечет за собой изменение высотности в настройке инструментов, что, скорее всего, будет неприемлемо для академических музыкантов.

     [25] Разрядка обмотки в рабочей зоне ведет к нестройности струны по ладам из-за нарушения равномерности массы струны по длине, и к появлению несимметричных колебаний, приводящих к быстрому затуханию звука.

Перепечатка данной статьи возможна только с согласия автора и с ссылкой на сайт фирмы "Господин музыкант" www.GMstrings.ru


Источник: http://www.gmstrings.ru/russian/articles/Babichenko_FolkStr.htm
Категория: Балалайка | Добавил: Leks (30.08.2007) | Автор: Бабиченко Д.Л.
Просмотров: 3172 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Laputin Alexey © 2024
Сайт управляется системой uCoz